«Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан Шекспир, для русских — Пушкин»
Академик АН КазССР Алкей Маргулан.
Магжан Жумабаев – казахский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы.
Магжан Жумабаев родился и вырос в зажиточной многодетной казахской семье. Его отец Бекен, предок и Жумабай-хаджи, Шонай, Утеген, Утемис - известные, знатные люди из подрода Құдайберд рода атыгай племени Аргын. Бекен от своей первой жены - узбечки Гульсум - имел семерых мальчиков и двух девочек: Мусилима, Кахармана, Магжана, Мухаметжана, Салтая, Галижана, Сабыржана, Гуляндан, Гульбарам. Благодаря заботе отца все дети получили необходимое начальное образование, тогда как не каждый родитель мог позволить такую роскошь. Так же имел племянника по имени Шамиль,которого хотел сделать своими наследником
1905-1910 гг. - учёба в медресе Петропавловска, где преподавали арабский, фарси, турецкий языки.
1910-1911 гг. - учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников - классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов.
В 1912 году в Казани выходит его первый поэтический сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции.
1913-1916 гг. - учёба в Омской учительской семинарии, где учится с Сакеном Сейфуллиным, заканчивает семинарию с золотой медалью.
Большое участие в его судьбе приняли академик Григорий Николаевич Потанин, крупнейший поэт и учёный Мыржакип Дулатов и директор семинарии Александр Никитич Сидельников. Г.Н. Потанин после первых встреч с Магжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихановым. Предсказание великого ученого сбылось. Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика».
В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с Ахметом Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников.
В начале 1918 года поэт был арестован представителями партии «Уш жуз» и около 7 месяцев просидел в тюрьме Омска. Здесь им написаны полные грусти и страдания стихотворения: «Жан-жарымды бір суйеін тусімде» («Поцелую любимую во сне»), посвященную молодой жене (Магжан перед окончанием семинарии женился на внучатой племяннице Чокана Валиханова красавице Зейнеп, которая умерла при родах).
В 1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором.
В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».
В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В. Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов. «Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина - то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подёрнутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В. Шестериков).
В 1927 году, завершив учёбу, возвращается в Казахстан, работает учителем.
Политическая деятельность
Летом и зимой 1917 года в Оренбурге принимает участие в создании партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» на обоих Общеказахских съездах, как делегат от Акмолинской области.
Создание Союза писателей Казахстана[править
В 1923 году поэт Магжан Жумабаев был направлен из Туркестанской Республики в Москву в Высший литературно-художественный институт В. Брюсова, где познакомился с деятельностью писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. И им было задумано создание литературного объединения казахских писателей, которое он назвал «Алка́» («Коллегия») и написал программу организации. Она была направлена по почте для ознакомления литераторам, живущим в разных городах. Программа «Алка́» одобрялась в переписках, но не была принята, поскольку не было и собрания. «Алка́» организационно осталась неоформленной. Это намерение создать литературное объединение было признано большевистскими властями признаком национализма, попыткой алашордынцев реанимироваться и вредить советскому строю. Вместе с тем, идея М. Жумабаева объединить поэтов и писателей Казахстана позже выразилась в создании Союза писателей Казахстаналетом 1934 года за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР. Но впоследствии его основатели Сакен Сейфуллин и Ильяс Джансугуров были репрессированы и расстреляны в 1937-1938 гг.
Репрессии и реабилитация
Жумабаева, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали в Петропавловске, а затем осудили на 10 лет лишения свободы. До суда он сидел в Москве, в Бутырке, а срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в частности, в печально знаменитом СЛОН. В 1934 году он пишет письмо М. Горькому и Е. Пешковой. В 1936 году благодаря их ходатайству Жумабаев был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года, 30 декабря 1937 года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.
Более 20 лет его вторая жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта, веря в возрождение Магжана. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО Магжан Жумабаев был посмертно реабилитирован. Его стихи вернулись к народу.
Стихи:
- Кто я?
- Огонь
- Родная земля
- Исповедь
- Туркестан
- Люблю
- Слово хромого Тимура
- Луне
- Ожерельем — луну и звезду на кольцо
- На летней дороге
- Зимняя дорога
- Господь великий
- Ветер
- Солнечный зайчик
- Бабочка
- Berniyazu
- Ураганная ночь
- Загадка
- Гульсум-ханум
- Соловей
- Печальная песнь
- Немного по Фету
- Внук и бабушка
- Братьям из Сыр-дарьи
- Желание
- Пророк
- Упокой меня, смерть упокой
- Осенний день
- Александр Блок
- Гульсум
- Восток
- Погоняй лошадку, Сарсенбай!
- Юной красавице
- Любил я в тот момент
- В час расставанья
- Осень
- Сон
- Весной
- Песнь война
- Мечеть и тюрьма
- Цена былого
- Свобода
- папироса
- Березин
- Струи черных волос
- Посвящение
- Быстро полечу
- М. Дулатов на выход из тюрьмы
- Прощальное
- Мысль — это яд
- Обманутая красавица
- Я поверяю Вам
- Ода глагольной рифме
- Дружба и слезы
- Современный поэт
- О, господин!
- Звон-звон, перезвон
- Волна
- Лето наступает
- На Волге
- В Приволжье
- Козел
- Недуг
- Звёздам
- Часы
- Дол золотой
- Батыр Баян
- На круче Окжетпеса
и т. д.
Труды
Научные труды
- Жумабаев М. «Педагогика»(Научные статьи), Оренбург, 1922.
- Жумабаев М. «Педагогика», Алматы, 1993 г.
Поэтические издания
- «Шолпан» (Стихи), Казань, издательство Каримовых, 1912.
- «Стихи Магжана Жумабаева», Ташкент, 1923.
- Магжан Жумабаев. «Шығармалары» (Произведения). Алма-Ата: Ин-т лит. и искусства АН КазССР, 1989.
- М. Жумабаев. IZB, Алма-Ата, писатель, 1989.
- Жумабаев М. Стихи. Буклет. (К 100-летию поэта. Переводы на русский. Сост. К. Бакбергенов). Алматы: Жазушы, 1993.
- М. Жумабаев. Избранное (в 3 томах). Алматы, «Білiм