Кенен Азирбаев (19 июня 1884 года, аул Матыбулак, Пишпекский уезд, Семиреченская область — 12 апреля 1976 года, колхоз им. Кирова (ныне Кенен), Кордайский район, Жамбылская область) — казахский народный акын и жырау, певец и композитор. Народный акын Казахской ССР (1961).
Биография
Происходит из рода жаныс племени дулат. Принимал активное участие в Среднеазиатском восстании 1916 года.
В годы Великой Отечественной войны возглавлял агитбригады в аулах.
В 1950—1970 годы сочинял терме, толгау, поэмы, воспевавшие мирную жизнь, созидательный труд.
Творчество
Ученик и последователь Джамбула Джабаева. Им написано около 150 стихотворных произведений, переложенных на музыку.
Славился своими вокальными данными. Продолжил в своих произведениях лучшие традиции великих казахских акынов — Биржана-сала и Ахана-серэ. Главная тема произведений Азербаева — жизнь народа в целом, мечты и надежды каждого человека в отдельности.
Его песни дореволюционного периода «Булбул» (с каз. — Соловей, впервые исполнила Дина Нурпеисова), «16 жыл», «Базар Назар», эпосы «Али батыр», «Кыргызбай» воодушевляли участников на борьбу, вызывали в них чувство гордости за свою землю, свой народ.
Гражданские, духовные, лирические мотивы его творчества снискали всеобщую любовь и уважение.
В 1940—1941 годах с его уст записана эпическая поэма «Көкетай ханның асы» («Поминки по Кокетаю»), созвучная с одноимённой главой из киргизского эпоса «Манас».
На русский язык многие произведения были переведены Бахытом Канапьяновым.
Награды и звания
- Орден Ленина (1974)
- Орден Трудового Красного Знамени (1967)
- Народный акын Казахской ССР (1961)
- Орден «Знак Почёта» (1959) — за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в гор. Москве
- Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1956)
- Орден «Знак Почёта» (1945)
- Семь почетных грамот Верховного Совета КазССР
Джусупбек (Жусупбек) Аймаутов (каз. Жүсіпбек Аймауытов; 8 марта 1889, село Баянаул, Павлодарский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — 21 апреля 1930, Москва, РСФСР, СССР) — казахский и советский общественный деятель, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, учёный, просветитель, педагог и психолог. Член партии «Алаш», член народного совета правительства Алаш-Орды.
Биография
Родился в 1889 году в Баян-Аульском районе Павлодарского уезда. Жил в бедной семье. Его прадеды Дандебай и Куан были уважаемыми и образованными людьми из знатного рода. С детства обучался арабской грамоте, кузнечному делу и резьбе по дереву. Происходит подрода Сүйінші рода Аргын.
В 18 лет Джусупбек одну зиму проучился в русской школе, затем два месяца в казённой сельскохозяйственной школе, где выучил русский язык. В 1911—1914 годах — аульный учитель, в 1914 году поступает в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую заканчивает в 1919 году. Здесь он знакомится с Канышем Сатпаевым и Мухтаром Ауэзовым. Вместе с Ауэзовым в 1917 году он основывает казахскую молодёжную организацию «Жанар». Становится редактором журнала «Абай», который с 1918 года стал издавать в Семипалатинске с помощью Ауэзова. Позже классик казахской литературы Мухтар Ауэзов называл Аймаутова своим учителем.
Занимаясь в семинарии, Джусупбек Аймауытов попутно работал чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры. Будучи семинаристом, он вместе с Ахметом Байтурсыновым, Миржакипом Дулатовым и другими деятелями национальной интеллигенции принимает активное участие в работе национальной партии «Алаш Орда».
В 1919—1922 — член коллегии Наркомпроса республики, начальник Семипалатинского губернского отдела просвещения, редактор газеты «Казах тили». В 1922—1924 годах — учитель в Каркаралинске, в 1924—1926 — литературный сотрудник газеты «Ак жол» (Ташкент), в 1926—1929 — директор Чимкентского педагогического техникума. В 1929 году он переезжает в Кзыл-Орду для работы в газете «Енбекши казак».
Его статьи не понравились властям, и вскоре он был арестован по ложному обвинению в присвоении пожертвований, выделенных для голодающих Тургая, Кустаная, Актюбинска. Был оправдан. Но через непродолжительное время Аймаутов был снова арестован уже по обвинению в контрреволюционной деятельности и препровождён в Москву. Осуждён коллегией ОГПУ и расстрелян 21 апреля 1930 года в возрасте 41 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в братской могиле вместе с другими репрессированными[4]. Творческое наследие Джусупбека Аймаутова в течение многих десятилетий было под запретом. И только 4 ноября 1988 года Верховный суд Казахстана полностью реабилитировал писателя ввиду отсутствия в его действиях состава преступления.
Научные труды
Жусипбек Аймаутов — один из основоположников казахской педагогики и психологии. Он автор более десяти книг, сотни научных публикаций, учебников и учебных пособий по педагогике, психологии, этике. Некоторые из них: «Тәрбиеге жетекші» (Пособие для воспитателя, Оренбург, 1926), «Дидактика», «Психология» (Ташкент, 1927), «Сабақтың комплексті жүйесінің әдістері» (Комплексная система ведения уроков, Кызылорда, 1929), «Жан жүйесі және өнер таңдау» (Психология и выбор профессии, Москва, 1929) и др.
Произведения
Впервые Жусипбек Аймаутов печатался в 1913 году в газете «Қазақ». В 1918 году он вместе с Ауэзовым издавал журнал «Абай», где они печатали свои статьи. 17 декабря 1917 года в Семипалатинске он поставил свою пьесу «Рабига». Одно из выдающихся его драматических произведений «Шернияз» (1925—1926 годы), посвященное памяти Султанмахмута Торайгырова, затрагивает проблему взаимоотношения города и села. В Семипалатинске Аймауытов поставил также спектакль «Биржан и Сара», в котором сыграл роль Биржана. В 1926 году он написал свой первый из четырёх роман на казахском языке — «Карткожа», в котором создал собирательный образ казахского интеллигента, выходца из бедных слоёв на основе прототипа Карткожи Тоганбаева — писателя и полиглота.
Аймаутов стоит у истоков казахской драматургии. В 1916 году он написал пьесу на тему принудительной отправки казахов на тыловые работы Первой мировой войны. Организатор первых театральных групп, режиссёр-постановщик своих пьес на казахской сцене. О его незаурядном драматургическом даре свидетельствуют его пьесы «Рабига» (1920), «Ел қорғаны» (Защитник народа, 1925), «Мансапқорлар» (Карьеристы, 1925), «Шернияз» (1926) и др.
Переводчик
Еще одна грань таланта писателя — блестящие переводы на казахский язык произведений А. Пушкина, Л. Толстого, М. Горького, Мопассана, Шекспира, Гюго, Тагора и др. авторов являются ярким доказательством языкового билингвизма Аймаутова, прекрасно владевшего русским языком. Именно он заложил научную основу художественного перевода в казахской литературе — статья «О переводе» («Аударма туралы») была написана им ещё в 1925 году.
Им также были переведены на казахский язык научные монографии «Краткий курс политической экономии» А.А. Богданова, «Краткое описание русской истории» М.Н. Покровского, «Азбука коммунизма» Н.И. Бухарина и Е. А. Покровского, «Конституция РСФСР», «Вопросы и мысли» П.И. Стучки, учебник «Первые практические уроки по химии» С. Сазонова и В. Верховского и др.
Неполная библиография
- «Рабиға», пьеса, Москва, 1920;
- «Сылаң қыз», пьеса, Ташкент, 1922;
- «Мансапқорлар», пьеса, Москва, 1925;
- «Ел қорғаны», пьеса, Ташкент, 1925;
- «Шернияз», пьеса, Семей, 1926;
- «Тау еліндегі оқиға», Ташкент, 1925;
- «Қартқожа», роман, Кызылорда, 1926;
- «Ақбілек», роман, Кызылорда, 1928;
- «Күнекейдің жазығы», повесть, Кызылорда, 1928;
Сакен (наст. имя Садуакас) Сейфоллаевич Сейфуллин (каз. Сәкен (Сәдуақас) Сейфоллаұлы Сейфуллин; 15 октября 1894, аул Ортау, Акмолинский уезд, Акмолинская область, Российская империя — 25 апреля 1938, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — казахский поэт и писатель, основоположник современной казахской литературы, государственный деятель, видный член Коммунистической партии большевиков (ВКП б). Основатель Союза Писателей Казахстана. Один из первых — Председатель Совета Народных Комиссаров (глава правительства) Киргизской АССР РСФСР.
Биография
Родился 15 октября 1894 года в кочевом ауле в Акмолинском уезде (ныне Карагандинская область). Происходит из рода Куандык племени Аргын[3][4][5].
Образование
С 1905 по 1908 год учился в русско-казахской школе при Спасском медеплавильном заводе. Затем он учился в Акмолинской начальной приходской школе и в Акмолинском трёхклассном городском училище. Помимо этого в 1912 году обучал русскому языку учеников мусульманского медресе. 21 августа 1913 года Сейфуллин поступает в Омскую учительскую семинарию, где учится с Магжаном Жумабаевым.
В ноябрьском номере (№21) журнала «Айкап» опубликовал свою первую статью. С этого времени им начинает интересоваться омская охранка.
В 1914 году стал одним из руководителей первого культурно-просветительского общества казахской молодёжи «Бірлік» («Единство») в Омске. Также в этом обществе его соратниками были Жанайдар Садуакасов, Ныгымет Нурмаков, Абылхайыр Досов и Шаймерден Алжанов.
В 1914 году выходит сборник его стихов «Өткен күндер» («Минувшие дни»).
В 1916 году работает в комиссии по переписке имущества 12 волостей Акмолинского уезда. Тогда же он пишет стихотворение «Волнение», посвящённое волнениям казахского народа в 1916 году.
С первого сентября 1916 года являлся преподавателем в Бугулинской школе, в основании которой он принимал самое непосредственное участие.
9 марта 1917 года переехал в Акмолинск, где написал стихотворение-приветствие Февральской революции «Спешно собрались мы в поход».
В апреле 1917 года создал общественно-политическое и культурное общество «Жас қазақ» («Молодой казах»). В июле 1917 года Сакен участвует в издании газеты «Тіршілік» («Жизнь»).
С сентября преподавал в новой русско-казахской школе Акмолинска трёхмесячные педагогические курсы.
Сразу после Октябрьского переворота С. Сейфуллин написал стихотворение «А ну-ка, джигиты!», которое считается первым произведением казахской советской литературы. 27 декабря 1917 года установилась Советская власть в Акмолинске. Он был избран членом президиума Акмолинского Совдепа и назначен народным комиссаром просвещения. В феврале он был принят в РКП(б). 1 мая 1918 года состоялась премьера спектакля по пьесе С. Сейфуллина «Бақыт жолына» («На пути к счастью»).
Гражданская война
Когда в Акмолинске 4 июня 1918 года произошёл белогвардейский переворот, Сейфуллин был арестован и 5 января 1919 года был отправлен с этапом из акмолинской тюрьмы в Петропавловск. Был помещён в «вагоне смерти» атамана Анненкова, где провёл 47 суток (24 января — 12 марта)[6]. В Омске он смог сбежать из колчаковской тюрьмы (3 апреля) и к июлю добрался до родного аула. Через два месяца был вынужден бежать в Аулие-Ата.
Деятельность после Гражданской войны
Но уже 7 мая 1920 года он возвратился в освобождённый Красной Армией Акмолинск и был назначен помощником заведующего административным отделом Революционного комитета (ревкома).
На съезде Советов 26 июля был избран членом исполнительного комитета и назначен заместителем председателя Акмолинского исполнительного комитета Совета народных депутатов, заведует административным отделом, а 12 октября избран членом президиума Центрального Исполнительного Комитета Киргизской АССР.
В ноябре присутствовал на VIII съезде Советов и слушал доклад В. И. Ленина о плане ГОЭЛРО. В 1921 году член чрезвычайной комиссии по присоединению Акмолинской и Семипалатинской областей к Киргизской АССР.
13 июня 1922 года был назначен заместителем народного комиссара просвещения республики и редактором республиканской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудовой казах») (позже называлась «Социалистік Қазақстан»).
В ноябре 1922 года III съездом Киргизской (Казахской) АССР РСФСР избран председателем Совета Народных Комиссаров республики (главой правительства Казахстана). На этой должности, он боролся за возвращение казахам их исторически верного названия казак и придания казахскому языку статуса государственного. 15 февраля 1923 года, в газете «Еңбекші қазақ», вышел материал Сакена Сейфуллина, в котором он написал:
Давайте называть казаков (казахов) казаками, исправим ошибки. До сегодняшнего дня русские называли казаков киргизами
Несмотря на свою занятость продолжал писать стихи и в 1922 году вышел сборник стихов «Асау тұлпар» («Неукротимый скакун»), драмы «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»).
23—30 декабря 1922 года — делегат Х съезда Советов РСФСР и Всесоюзного учредительного съезда Советов СССР, провозгласившего создание Союза Советских Социалистических Республик, избран членом ЦИК.
В апреле 1923 года — делегат XII съезда РКП(б).
22 ноября президиумом Киргизского (Казахского) ЦИК (парламента) на основе решения XII съезда РКП(б) принято постановление о ведении делопроизводства на казахском языке.
Выходят отрывки историко-мемуарного романа «Тернистый путь» в журнале «Қызыл Қазақстан» («Красный Казахстан») и стихотворение «Ленин».
После смерти Владимира Ленина Сейфуллин отправился в Москву и возглавил казахскую делегацию на похоронах. После вышла его статья в «Известиях» «В. И. Ленин и пробуждающийся Восток».
7 апреля 1925 года был назначен председателем академического центра при Казнаркомпросе. Так началось его понижение в карьере (с приходом из центра Голощекина в качестве главы Казахстана).
Вышла поэма «Советстан».
В мае 1926 года был назначен заведующим истпарта Казкрайкома ВКП(б).
В декабре 1926 года женился, его женой стала Гульбарам Батырбекова.
В 1927 году был назначен ректором Кзыл-Ордынского института народного просвещения. Вышел альманах «Жыл құсты» («Первая ласточка»), составленного из произведений казахских писателей под редакцией С. Сейфуллина.
С мая 1928 года — лектор Ташкентского казахского педагогического института, руководитель литообъединения казахской молодёжи, руководитель Казахского института просвещения. С августа 1929 доцент кафедры казахской литературы Казахского педагогического института.
Сакен начинает сбор образцов казахского устного творчества и литературы. В 1932 году издана первая часть его истории казахской литературы как учебник для студентов вуза. 1931 — публикация отрывков из сатирического романа «Наш быт».
В начале 1934 года Сакен Сейфуллин вместе с другими представителями казахской интеллигенции начинает работать в Казахском научно-исследовательском институте национальной культуры. В то время в стенах института была интеграция и координация всей научно-исследовательской работы в области национального культурного строительства, обобщение и сведение в единую базу результатов научных исследований, постройка фундамента культурной политики Казахского ССР. В настоящее время Институт был реорганизован как Казахский национальный научно-исследовательский институт культуры.
Под началом Сакена Сейфуллина структуре стали создаваться секторы — историко-археологический; литературы и фольклора; лингвистики (по изучению казахского, уйгурского и дунганского языков); изобразительных искусств; музыки и хореографии; театра и кино. в Институте трудились и другие известные учёные: видный казахский востоковед и государственный деятель Санжар Асфендияров; один из основателей казахского языкознания, тюрколог, педагог, профессор Худайберген Жубанов; просветитель Конырхожа Ходжиков; великий писатель, классик казахской литературы Мухтар Ауэзов; тюрколог, академик АН КазССР Исмет Кенесбаев; один из основателей казахского языкознания, исследователь казахской филологии Сарсен Аманжолов. В этот период были созданы первые обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения, у истоков которых стояли Сакен Сейфуллин, Ахмет Байтурсынов и Худайберген Жубанов.
12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей Автономной Казахской Республики (входившей в то время в состав Российской Федерации), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана. Вступительное слово Сакен Сейфуллин произнёс как основатель Союза. Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров.
В августе-сентябре 1934 года участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей.
С сентября 1934 года — профессор Казахского коммунистического института журналистики.
В 1935 были изданы поэма «Социалистан» и повесть «Айша». Участвовал в декаде казахской литературы и искусства в Москве.
26 мая 1936 года первым из казахских писателей был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
24 сентября 1937 года арестован НКВД КССР. Приговорён 25 февраля 1938 года по статьям 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 25 апреля 1938 года в 16 часов 40 минут как «враг народа» в одной из тюрем НКВД в Алма-Ате. 21 марта 1957 года реабилитирован Военной Коллегией Верховного Суда СССР за отсутствием состава преступления.
Семья
Отец – Сейфолла Оспанулы (1876–1938).
Средний брат – Малик (1897–1938).
Младший брат – Мажит (1900–1987).
По рассказам племянницы (с отцовской стороны) Сакена Сейфуллина Рымжана (она же дочь младшего брата Сакена – Мажита), деда Сейфоллу арестовали и увезли из местечки Бестоган в колхозе Кирова во время скотопаса, но в своем данном интервью она не рассказала о дальнейшем судьбе своего деда. Брат Сейфуллина Малик был уволен, выгнан из Алма–Аты и уехал с женой в Туркестан, там и оба умерли от голода в 1938 году.
Но сакеновед Амантай Какен говорит совсем другое. Он говорит, что отец Сакена Сейфолла был арестован и расстрелян в КарЛАГе, а его брат Малик пропал без вести в один ночь и никто не знает о его дальнейшей судьбе.
Жена: Сейфулина, Гульбарам Батырбековна. Родилась в 1908 году, в Карагандинская области, Нуринский район; национальность казашка; образование начальное; проживала в Алма-Атинской области, город Алма-Ата. Арестована 9 апреля 1938 года НКВД КССР. Приговорена: Особое Совещание НКВД СССР 10 июня 1938 года, обвинения по статье 58-12 УК РСФСР. Отбывала наказание 7 лет в лагере А. Л. Ж. И. Р.
Дети: дочь Лаура, заболела и скоропостижно скончалась в раннем возрасте из-за отъезда жены Гульбарам, которая забрав Лауру, уехала в Москву из-за слухов о якобы тайных встречах Сейфуллина с другой женщиной; вторым ребёнком был сын Аян, после ареста Сейфуллина, жена Гульбарам обивала пороги тюрьмы и кабинеты чиновников, чтобы добиться свидания с мужем. В результате Гульбарам была арестована НКВД и отправлена вместе с сыном в женскую колонию Алжир. По дороге, в битком набитом вагоне, сын Аян заболел и умер. Похоронен Аян в городе Кокшетау на кладбище возле озеро Копа.
Ильяс Джансугуров (каз. Ілияс Бексүгірұлы Жансүгіров; 1 мая 1894 — 26 февраля 1938) — казахский поэт, писатель, драматург, журналист, основоположник современной казахской литературы, государственный деятель, классик казахской литературы. Первый председатель Союза писателей Казахстана (1934—1936). Член РКП(б) Российской Коммунистической партии (большевиков). Также известен под псевдонимами Матай, Каптагай, Аксу и Найман баласы.
Биография
Отец Ильяса – Жансугур.
Ильяс Жансугуров родился 1 мая 1894 года в ауле № 4 Аксуйской волости Копальского уезда Семиреченской области. Происходит из рода Матай[2] племени Найман Среднего жуза. Зовут отца – Жансугур Берсугурулы, а мать – Кокиш.
До 1920 года он жил и рос в ауле, пас скот и занимался земледелием. В то время он не мог получить соответствующего обучения, так как в его районе отсутствовали школы. Благодаря своей жажде знаний он упорно занимался самообразованием и потому умел читать и писать на казахском. Любя народную словесность, старался освоить её и стал неплохим сказителем некоторых казахских эпосов и народных поэм. Уже в 1916 году познакомился с произведениями Абая, Шангирея, Байтурсунова, Булатова, Карашева, Худайбердиева и прочёл все издания «Улен Китаб» казахской литературы.
После окончания краткосрочных учительских курсов в Ташкенте (1920) работал учителем, был сотрудником газеты «Тілшi» («Корреспондент»; ныне «Жетысу»).
С 1922 года заведовал институтом просвещения в Верном (Алма-Ата).
В 1925—1928 годах учился в Коммунистическом институте журналистики в Москве.
В 1928—1932 годах — сотрудник газеты «Еңбекшi қазақ» (ныне «Егемен Қазақстан»).
В 1932—1934 годах — председатель организационной комиссии и 1-й председатель Союза писателей Казахстана. Участник Первого съезда советских писателей (1934).
С 1934 года — редактор Казполитиздата, одновременно является членом ЦИК КазАССР.
В 1937 году Жансугуров был арестован по политическому обвинению, а 26 февраля 1938 года расстрелян по приговору «тройки». Реабилитирован посмертно в 1957 году.
Литературное наследие
Ильяс Жансугуров — поэт, драматург, прозаик, фельетонист, сатирик, журналист, переводчик.
Начал писать в 1912 году. Первые стихотворения «Сарыарқа» («Сарыарка») и «Тілек» («Пожелание») были напечатаны в журнале «Сарыарқа» в 1917 году.
Произведения «Байшұбар» («Байшубар», 1923), «Балаларға тарту» («Подарок детям», 1926) сыграли большую роль в эстетическом воспитании подростков. В 1928 году был издан первый сборник произведений «Сағанақ» («Саганак»). Поэмами «Күй» («Кюй», 1929), «Күйшi» («Кюйши», 1934) проявил себя знатоком казахской музыки.
Поэма «Құлагер» («Кулагер», 1937) стала классикой казахской литературы. Привлекательные образы героев, тонкий лиризм, превосходные образцы 11-сложного казахского стиха позволяют назвать «Құлагер» жемчужиной казахской поэзии. Герой поэмы — Акан серы, певец и поэт 19 века. Жансугуров обращается к одному из самых трагических эпизодов из жизни Акана серы, когда завистники погубили его любимого иноходца — Кулагера, победившего в байге.
Рукопись поэмы «Кулагер» была безвозвратно утеряна при аресте поэта, номера газеты «Социалистик Казахстан», где она печаталась, были изъяты из библиотек. Но после реабилитации Жансугурова эту подборку номеров газеты принёс семье Сапаргали Бегалин, 20 лет хранивший её зашитой в подушке. Поэма была сразу включена в готовившийся к изданию первый однотомник поэта[6].
Жансугуров — автор пьес «Кек» («Месть», 1931), «Турксіб», «Исатай — Махамбет» (1936).
Его фельетоны и сатирические рассказы «Сөз Қамысбаевқа!» («Слово Камысбаеву!»), «Ізет» («Честь»), «Шалгыбай» и другие были напечатаны в сборнике «Ізет».
И. Жансугуров участвовал в составлении учебников для школ и первого казахского календаря; занимался литературной критикой, подготовкой к печати произведений казахского фольклора, художественным переводом. Перевел на казахский язык произведения классиков: А. Пушкина («Евгений Онегин», две поэмы и 30 стихотворений), М. Лермонтова, Н. Некрасова, Я. Купалы, Д. Бедного, М. Горького, В. Маяковского, Г. Гейне, В. Гюго, Г. Тукая, А. Лахути. Внес заметный вклад в развитие национальной поэтической культуры, творчески развил традиции казахского устного народного творчества, поэзии Абая.
Часть архива поэта, уцелевшую при аресте, сохранил в ауле родственник жены поэта Усман Жилкибаев, а другую часть 43 года прятал следователь НКВД Голубятников, который дал органам расписку об её уничтожении[6]. Бумаги были найдены в его доме после смерти хозяина в 1980 году. Среди них нашли роман «Ак-Билек» арестованного за пять лет до этого Жусыпбека Аймаутова, который прятал от властей сам Жансугуров.
Беимбет (Бимухамет) Жармагамбетович Майлин (15 ноября 1894 — 26 февраля 1938) — казахский советский писатель, поэт, драматург, один из основоположников казахской советской литературы.
Биография
Родился в ауле Актобе Дамбарской волости Кустанайского уезда Тургайской области (ныне — район Беимбета Майлина Костанайской области).
Происходит из подрода Қара Қыпшақ рода карабалык племени кыпшак Среднего жуза
В 1911—1912 годах учился грамоте у аульного муллы в медресе Аргынбая-Хаджи, в 1913 году обучался в школе «Уазифа» в Троицке, в 1913—1915 годах — в медресе Галия в Уфе.
В 1916—1922 годах Беимбет Майлин работал в родном ауле учителем. В 1923—1925 годах являлся сотрудником, редактором Кустанайской губернской газеты «Еңбекші қазақ» («Трудлюбивый казах»). В 1926 году вступил в Компартию. В 1928—1932 годах работал литературным сотрудником, редактором газеты «Қазақ тілі», в 1932—1934 годах — заведующим отделом, редактором газеты «Социалистік Қазақстан», в 1934—1937 годах — редактором газеты «Қазақ әдебиеті» («Казахская литература»).
8 октября 1939 года был арестован по обвинению в статьях 58-2, 58-7, 58-8, 58-11 УК РСФСР. Был приговорён ВК ВС СССР 26.02.1938 к ВМН. Расстрелян. Посмертно реабилитирован 16 апреля 1957 года[3][4].
Творчество
Многотомное собрание сочинений (в 15 томах) на казахском и в русском языке. Некоторые тома. Алматы, издательство Казыгурт, 2004–2014, 2013.
Творческий путь Беимбета Майлина начинался с создания поэтических произведений — первым стихотворением, опубликованным в периодической печати были «Думы» (журнал «Айқап», 1914, №12). В стихотворениях «Черты мусульманина» (1912), «Нужда» (1913), «Скот» (1914), «Богатство» (1915), «Летний вечер» (1915) Майлин описывал свои раздумья о жизни, несправедливости, тяжёлой доле трудящегося народа.
Событиям национально-освободительного восстания 1916 года посвящено стихотворение «Кровавый туман» (1916). Возлагая надежды на Февральскую революцию, написал стихотворения «В степи» (1917), «Казаху» (1917). Одним из первых казахских писателей отозвался на смерть В. И. Ленина стихотворением «Не рыдай, не плачь» (1924), ему также посвящено стихотворение «Ленин» (1925).
Героем многих стихов, поэм, рассказов Майлина является в прошлом забитый бедняк, ставший строителем новой жизни, например, герой его лирики Мыркымбай в стихотворениях «Мыркымбай» (1922), «Досада бедняка» (1923), «Дай руку, Мыркымбай» (1926), «Эй, Мыркымбай» (1928) и других. Коренные перемены в жизни степи, колхозный аул, коллективизация отражены в стихотворениях «Новая песня аула» (1929), «Песня коллектива» (1930), «День настал» (1930), «Пробуждённая степь» (1930).
Беимбет Майлин является автором более десяти поэм. Первый сборник поэм Майлина был издан в 1936 году под названием «Маржан». Среди написанных поэм: «Байская дочка» (1917), «Девушка Разия» (1919), «Беглянка» (1921), «Маржан» (1923), посвящённые трагической судьбе девушки-казашки в дореволюционном ауле, «Канай» (1928), «Сагындык» (1927), «Сказка старухи» (1927), описывающие Гражданскую войну и установление Советской власти в Казахстане.
Майлин внёс большой вклад и в развитие в Казахстане жанра прозы, особенно рассказа. Первый его рассказ «Быль» был опубликован в журнале «Айқап» (1915, № 10). Среди написанных рассказов: «Восемьдесят рублей» (1918), «Равноправие бедняка» (1923), «Айранбай» (1924), «Буланый иноходец» (1924), «Оправданный труд» (1928), «Рыжая полосатая шуба» (1928), «Письмо Шапая» (1928), «Председатель колхоза Камиля» (1930), «Чёрное ведро» (1930), «Улбосын» (1930), «Мукыш, сын Арыстанбая» (1930) и другие.
Майлин известен также как талантливый очеркист и фельетонист. В сборнике очерков «На стройках гигантов» (1934) он отразил напряжённую жизнь советских людей в годы индустриализации, в сборнике фельетонов "Вырезки" (1924) он боролся с пережитками прошлого в сознании людей.
Наиболее известной из всех его произведений является его первая повесть «Памятник Шуги» ("Шұғаның белгісі"), написанная в 1915 году, переработанная и вышедшая в 1922 году. В ней Майлин реалистично описал судьбу казахской девушки, вынужденной подчиниться обычаям. В дальнейшем в своих повестях Майлин неоднократно возвращался к проблеме равноправия женщины (повести «Коммунистка Раушан» 1923 года, «Берен» 1935 года). В повестях «Рассказ Амиржана» (1932), «Пятнадцать дворов» (1933), «На току» (1933) описана борьба за установление Советской власти в Казахстане, колхозное строительство.
Социалистические изменения показаны также в романе «Азамат Азаматович» (1935), который являлся первой частью задуманной трилогии, в 1935 году роман был переведён на русский язык под названием «Дочь казаха». Другие романы Майлина («Красный флаг», «Соседи», «Схватка») не сохранились, отрывки из них печатались в журнале «Әдебиет майданы» в 1932-1936 годах.
Майлин внёс также большой вклад в разработку и развитие в Казахстане различных жанров драматургии, им были написаны пьесы «Мулла Шаншар» ("Шаншар молда",1916), «Обручение» (1926), «Протокол» (1929), Амангельды (1930, совместно с Г. Мусреповым), «Порядки Талтанбая» (1930), «Фронт» (1933), «Невестка и свекровь» (1934), «Жалбыр» (1935), «Наши джигиты» (1936) и другие.
Семья
Был женат на Майлиной Кульжамал Мусабаевне (1900—1974). Также была репрессирована в 1938 году. От этого брака родились сыновья Аукен (старший сын), Мереке (средний сын), Едиль (младший сын), дочери Разия и Гульсим.
Абылхан Кастеев (каз. Әбілхан Қастеев; 1 [14] января 1904, аул Чижин, Семиреченская область, Российская империя — 2 ноября 1973, Алма-Ата, Казахская ССР) — казахский живописец и акварелист, народный художник Казахской ССР (1944), основоположник казахского изобразительного искусства.
Биография
Родился в ауле Чижин возле Джаркента (ныне Алматинская область). Происходит из племени Суан Старшего жуза.
С 1929 по 1931 годы учился в художественной студии Николая Гавриловича Хлудова (жившего тогда в Казахстане).
Затем с 1934 по 1937 годы продолжил учёбу в Москве, в художественной студии имени Крупской.
Председатель Союза художников Казахстана (1954—1956)[3].
Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4—6-го созывов.
Умер 2 ноября 1973 года, похоронен в Алма-Ате на Кенсайском кладбище.
Наиболее известные работы:
«Колхозная молочная ферма», «Доение кобылиц», «Уборка хлопка», «Колхозный той», «Похищение невесты», «Купленная невеста», «Золотое зерно», «Аксайский карьер», «Высокогорный каток Медео», «Турксиб», «Долина Таласа», «Капчагайская степь».
Әбілхан Қастеев. "Кенесарының портреті". 1935 жыл. Қазақстан пошталы маркасы
Портрет Кенесары, изображенный Абылханом Кастеевым (1935). Почтовая марка Казахстана
А также портреты: Амангельды Иманова, Кенесары Касымова, Абая, Чокана Валиханова, Жамбыла. Лучшим и реалистичным портретом считается — «Портрет матери».
Многие работы Абылхана Кастеева можно увидеть в Государственном музее искусств Республики Казахстан в Алматы.
Семья
Жена — Сакыш Кастеева (род.1916[4] - ум.ноябрь 2000г.), поженились в 1930 году.[5]
С супругой вырастили 6 сыновей и 3 дочери, и 11 внуков
Второй сын Нуртай умер от порока сердца в 16 лет.
Пятый сын Нурбек умер во время срочной службы в армии в 20 лет
Старший внук Жан имеет пятерых сыновей.
Правнучка — Айсаным Кастеева (род.1994), дизайнер,актриса.
Награды и народные звания
- Государственная премия Казахской ССР имени Чокана Валиханова (1967) — за серию акварелей «На земле Казахстана»
- Орден Трудового Красного Знамени (3 января 1959) — за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в гор. Москве
- Орден Трудового Красного Знамени (1959)
- Народный художник Казахской ССР (1944)
- Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1942)
- Орден Октябрьской Революции
- Орден «Знак Почёта»
- Медали
- Почётная грамота Верховного Совета Казахской ССР (1944)
Шакен (Шахкерим) Кенжетаевич Айманов (каз. Шәкен (Шаһкерім) Кенжетайұлы Айманов; 2 [15] февраля 1914, Баянаул, Степное генерал-губернаторство — 23 декабря 1970, Москва) — советский казахский актёр, режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1959).
Биография
Шакен Айманов родился 2 (15) февраля 1914 года в Баян-Ауле (по другим источникам — в Баянаульском районе[2]) в семье крестьянина-скотовода. Происходит из подрода айдабол рода суйиндык племени аргын.
В 1928 году окончил среднюю школу[4]. В 1931—1933 годах учился в Казахском педагогическом техникуме в Семипалатинске.
В 1933 году по приглашению писателя Г. М. Мусрепова приехал в Алма-Ату и был принят в труппу Казахского театра драмы, в 1947—1951 годах был главным режиссёром и художественным руководителем этого театра, где работал до 1953 года. За время работы в театре проявил актёрское мастерство, которому была присуща яркость психологической характеристики[5].
С 1938 года снимался в кино. «Я люблю театр, но театр не может охватить столько зрителей, сколько кино. Спектакль идет в одном театре, в лучшем случае в нескольких. А фильм смотрят десятки тысяч», — говорил Айманов, и в 1953 году он оставил театр в пользу кино. С 1954 года работал кинорежиссёром киностудии «Казахфильм».
Айманов пробовал себя в разных амплуа. Широкую известность в СССР ему принёс фильм «Наш милый доктор» (1957), в котором Айманов проявил себя одновременно как кинорежиссёр и актёр[6], а в фильме «Безбородый обманщик» (1964) он выступил соавтором сценария, режиссёром-постановщиком и исполнителем главной роли. Айманов впервые использовал в своем фильме элемент камео. Сюжет его фильма «Ангел в тюбетейке» (1968) был основан на реальном случае из жизни, когда его родственница, желавшая женить своего младшего сына, искала невесту.
На Первом Международном кинофестивале в Москве в состязаниях по танцам Айманов танцевал с американской кинозвездой Элизабет Тэйлор, и пара завоевала первое место.
Во время поездки в Каир в рамках культурного обмена Айманов возглавлял советскую делегацию кинематографистов.
В 1963 году на Московском международном кинофестивале согласно негласной директиве должен был победить советский фильм. Жюри разделилось. Решающий голос был отдан в пользу итальянца Фредерико Феллини. Принадлежал этот голос кинорежиссеру Айманову.
Образ Отелло стал звёздной ролью Айманова. В 1964 году он прочёл монолог Отелло на праздновании 400-летия Уильяма Шекспира в Англии, и это был первый случай, когда на английской сцене Шекспир звучал на казахском языке[6].
С 1963 года — первый секретарь правления Союза кинематографистов Казахской ССР.
Член ВКП(б) с 1940 года. Избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 4-го и 7-го созывов.
Шакен Айманов погиб в дорожно-транспортном происшествии: был сбит машиной на улице Горького в Москве 23 декабря 1970 года. Похоронен в Алма-Ате на Центральном кладбище.
Семья
Брат — Абдукарим Айманов, финансист.
Брат — Каукен Кенжетаев (1916—2008), певец, режиссёр Казахского театра оперы и балета. Народный артист Казахской ССР (1959).
Сын — Мурат Айманов (1939—1993) оператор, в паре с сыном режиссер снял фильм «Земля отцов».
Дочь — Майра Айманова (1938—1993), оперная певица.
Звания и награды
- Народный артист Казахской ССР (1947)
- Народный артист СССР (1959)
- Сталинская премия третьей степени (1952) — за постановку спектакля «Абай» М.О. Ауэзова
- Государственная премия Казахской ССР имени К. Байсеитовой (за художественное руководство, 1967, фильм «Крылья песни»)
- Государственная премия Казахской ССР имени К. Байсеитовой (посмертно) (1972, фильм «Конец атамана»)
- Орден Ленина (1967)
- Орден Трудового Красного Знамени (1946)
- Два ордена «Знак Почёта»
- Медаль «За трудовую доблесть» (1940)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
- Всесоюзный кинофестиваль (Третья премия, фильм «Мы здесь живем», Москва, 1958)
- Международный кинофестиваль стран Азии и Африки в Ташкенте (Памятный диплом участия, 1958, фильм «Наш милый доктор»)
- Всесоюзный кинофестиваль (Поощрительный диплом, фильм «Наш милый доктор», Киев, 1959)
- Смотр-соревнование кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (Диплом за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Перекресток», Душанбе, 1963)
- Смотр-соревнования кинематографистов Средней Азии и Казахстана (Высший приз «Горный хрусталь» и диплом первой степени за лучший игровой фильм (разделил с фильмом «Небо нашего детства»), фильм «Земля отцов», 1967)
- Смотр-соревнование кинематографистов республик Средней Азии и Казахстана (Диплом за лучшую музыкальную комедию, фильм «Ангел в тюбетейке», Алма-Ата, 1969).
Театральное творчество
Актёр
- «Мой друг» Н. Ф. Погодина — Граммофонов
- «Ахан-Сере и Актокты» Г. М. Мусрепова — Ахан-Сере
- «Козы Корпеш — Баян сулу» Г. М. Мусрепова — Кодар
- «Каракипчак Кобланды» М. О. Ауэзова — Кобланды
- «Ночные раскаты» М. О. Ауэзова — Казанцев
- «Абай» М. О. Ауэзова и Л. С. Соболева — Керим
- «Гроза» А. Н. Островского — Тихон
- «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина — Иван Шадрин
- «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Петруччио
- «Отелло» У. Шекспира — Кассио, Отелло
- «Исатай и Махамбет» И. Джансугурова — Исатай
- «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — Кидд
- «Победители» Б. Ф. Чирскова — Кривенко
- «Глубокие корни» Дж. Гоу и А. д’Юссо — Бретт
- «На дне» М. Горького — Сатин
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
- «Алдар-Косе» Ш. Х. Хусаинова — Алдар-Косе
- «Гвардия чести» А. Абишева и М. О. Ауэзова — Фогель
- «Пётр Крылов» К. Я. Финна и М. О. Ауэзова — Крылов
- «Профессор Мамлок» Ф. Вольфа — доктор Гельпак
- «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Великатов
Режиссёр
- 1945 — «Амангельды» Ш. Х. Хусаинова
- 1947 — «Дружба и любовь» А. Абишева
- 1948 — «Поединок» Х. Жумалиева и А. Сарсенбаева
- 1949 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского
- 1949 — «Абай» М. О. Ауэзова и Л. С. Соболева (совм. со Я. С. Штейном)
- 1951 — «Калиновая роща» А. Е. Корнейчука
- 1958 — «Ахан-Сере и Актокты» («Трагедия поэта») Г. Мусрепова
- «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина
- «Закон чести» А. П. Штейна
Фильмография
Актёр
- 1940 — Райхан — Сарсен
- 1943 — Белая роза — Джакпан
- 1945 — Песни Абая — Шарип
- 1948 — Золотой рог — Жакен Досанов
- 1952 — Джамбул — Джамбул
- 1956 — Мы здесь живём — Беисов
- 1957 — Наш милый доктор — драматический актёр
- 1960 — В одном районе — Сабир Баянов
- 1964 — Безбородый обманщик — Алдар-Косе
- 1969 — У подножья Найзатас — Бейсембай
Режиссёр
- 1954 — Дочь степей (совместно К. Гаккелем)
- 1954 — Поэма о любви (совместно К. Гаккелем)
- 1956 — Мы здесь живём
- 1957 — Наш милый доктор (совместно А. Карпов)
- 1960 — В одном районе
- 1961 — Песня зовёт
- 1962 — Перекрёсток
- 1964 — Безбородый обманщик
- 1966 — Земля отцов
- 1968 — Ангел в тюбетейке
- 1970 — Конец атамана
Сценарист
- 1960 — В одном районе (совместно с И. Саввиным)
- 1961 — Песня зовёт (совместно с К. Сатыбалдиным и М. Ерзинкян)
- 1964 — Безбородый обманщик (совместно с Л. Варшавским)
- 1968 — Ангел в тюбетейке (совместно с Я. Зискиндом)
- 1969 — У подножья Найзатас (совместно с Т. Маткаримовым)
Художественный руководитель
- 1959 — Дорога жизни
- 1966 — Крылья песни
- 1968 — Выстрел на перевале Караш
Озвучивание
1968 — Аксак кулан (мультипликационный)
Абдижамил Каримович Нурпеисов (каз. Әбдіжәміл Кәрімұлы Нұрпейісов; 22 октября 1924 год, с. Ушкон поселка Куланды, Аральского района, Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика, РСФСР, СССР — 5 февраля 2022) — советский казахский писатель и переводчик, внесший большой вклад в казахскую литературу. Герой Труда Казахстана (2019). Народный писатель Казахской ССР (1985). Лауреат Государственной премии СССР (1974). Участник Великой Отечественной войны. Член ВКП(б) с 1943 года.
Биография
Абдижамил Нурпеисов родился 22 октября 1924 года в Кызылординской области, в селе Ушкон поселка Куланды Аральского района.
Род
Происходит из подрода жакайым рода шекти племени алимулы[3]. Предки издревле жили в районе Арала. Дед в седьмом поколении Тайкожа батыр, от него Калдан, от него Аргынбай би, от него известный в своё время несметными богатствами Сыланбай, родившийся от него Нурпеис был волостным. От Нурпеиса родились сыновья: Карим, Нажим, Кали. Все трое и сын Карима Абдижамил участвовали в Великой Отечественной войне 1941–45 гг. Из них в живых остался только Абдижамил.
Отец Карим занимался охотой, исполнял обязанности председателя сельсовета. В преддверии войны работал в рыбном колхозе. 21 апреля 1944 года погиб в боях под Тернополем.
Жизненный путь
Участник Великой Отечественной войны. Мобилизован в 18 лет, в 1942 году воевал в калмыцких степях. После окончания краткосрочных курсов — политработник в миномётной роте под Луганском, позже делопроизводителем артснабжения 137-го пушечного артиллерийского полка участвовал в боях в Прибалтике на Курляндском плацдарме.
В декабре 1946 года демобилизованный с армии Абдижамил приступил к написанию романа «Курляндия», который он начинал ещё в рядах армии.
Начал печататься с 1949 года. В 1950 году опубликовал автобиографический роман «Курляндия» (2-я редакция под названием «Долгожданный день», 1958) о фронтовой жизни. Поступил в Казахский государственный университет, но уже через год перевёлся в Литературный институт имени М. Горького в Москве. Окончил его в 1956 году.
За первую книгу получил республиканскую премию лауреата имени Жамбыла. Наряду с тем, что беспрерывно трудился в сфере прозы, выделился острой критикой и публицистическими статьями.
С 1958 года работал над историко-революционной трилогией «Кровь и пот», охватывающей события, происходившие в приаральском регионе Казахстана во время 1-й мировой войны и Гражданской войны. В 1961 году вышла 1-я книга «Сумерки» (рус. пер. Ю. П. Казакова, 1966), в 1964 — 2-я книга «Мытарства» (рус. пер. 1968), в 1970 — 3-я книга «Крушение» (рус. пер. 1972). Широта социальных обобщений, тонкость психологического анализа, яркость самобытных национальных характеров сделали эту трилогию о рыбаках Арала заметным явлением не только казахской, но и всей советской литературы. Удостоена Государственной премии СССР 1974 года.
Режиссёр А.М. Мамбетов поставил по книге спектакль «Кровь и пот» на сцене Каздрамтеатра им. Ауэзова в Алма-Ате (за роли Еламана и Акбалы Асанали Ашимов и Фарида Шарипова получили Государственную премию СССР 1974 года, как и автор книги), а также в 1978 году снял одноимённый художественный фильм по сценарию А. C. Михалкова-Кончаловского. Фильм получил Приз ВКФ–79 в Ашхабаде за игровой фильм на историко-революционную тему[
В 1963–1964 годах Нурпеисов был главным редактором общественно-литературного журнала «Жұлдыз», депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
В 1970-х годах написал несколько книг очерков: «Раздумья», «Всё в нём пело», «Край голубых гор», «Караваны памяти», «Судьба моя, боль моя — Арал мой».
За активное участие в осуществлении подготовки и издания 200 томов Всемирной библиотеки, в том числе за обстоятельное предисловие к двухтомнику Мухтара Ауэзова из этой серии, писатель был награждён Почётной Грамотой Верховного Совета РСФСР.
В 1987 году выпустил книгу «Долг» о земляках-рыбаках, о тяжёлой судьбе Аральского моря.
После распада СССР
В рыночное время организовал международный казахский ПЕН клуб и был назначен его президентом. В 2000 году при ПЕН клубе выпускал журнал «Тан-Шолпан». Многие годы был председателем совета редакторов этого же литературно-общественного журнала.
В 2000 году Нурпеисов издал роман-дилогию «Последний долг» (об экологической проблеме Арала), роман был удостоен Шолоховской премии в 2003 году, переведён на немецкий и издан в Германии издательством «Dağyeli Verlag» в серии «Казахская библиотека».
Произведения Нурпеисова переведены на многие языки мира, такие, как французский, немецкий, испанский, китайский, арабский и на языки народов бывшего СССР.
Абдижамил Нурпеисов известен и как переводчик. Им переведены на казахский язык рассказы А.П. Чехова, М. Горького, пьесы А. Касоны «Деревья умирают стоя», Н. Хикмета «Слепой падишах» и другие.
Умер 5 февраля 2022 года. Похоронен на Кенсайском кладбище.
Награды и премии
- Герой Труда Казахстана (26 октября 2019) — за особые заслуги в развитии национальной литературы
- Почётный гражданин города Алматы (15 сентября 2019 года)
- Государственная стипендия Первого Президента Республики Казахстан — Лидера Нации в области культуры (2016)
- «Почетный гражданин Кызылординской области» (12 декабря 2007)
- Независимая премия меценатов Казахстана Тарлан (2004) в номинации «За вклад»
- Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (2003) — за дилогию «Последний долг»
- Орден Отан (31 октября 1994 года)
- Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985)
- Народный писатель Казахской ССР (1985)
- Орден Дружбы народов (19 октября 1984)
- Государственная премия СССР (1974) — за трилогию «Кровь и пот»
- Орден Трудового Красного Знамени (22 июня 1971)
- Орден «Знак Почёта» (3 января 1959) — за выдающиеся заслуги в развитии казахского искусства и литературы и в связи с декадой казахского искусства и литературы в гор. Москве
- Литературная премия Казахстана имени Джамбула (1958) — за роман «Курляндия»
- Орден Красной Звезды (19 мая 1945)
- Медали
Художественная литература
Трилогия «Кровь и пот» и другие произведения Абдижамиля Нурпеисова – одного из художников, внесших большой вклад в казахскую литературу прошедшего XX века были переведены примерно на тридцать иностранных языков. А. Нурпеисов — лауреат Государственной премии СССР. В Казахстане эту высокую награду имеют только три писателя: Мухтар Ауезов, Абдижамиль Нурпеисов, Жубан Молдагалиев.
Осенью 2008 года в Актобе напротив областной библиотеки им. С. Баишева в сквере Абая установлена скульптурная композиция, посвящённая героям трилогии Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Скульптурная композиция представляет собой остров «Белоран», на котором будто на корабле находятся семеро героев книги и собака. Фигуры созданы из бронзы, остров — постамент — из натурального плитняка цвета морской волны. Высота памятника составляет около 5 метров. Это первый в Казахстане памятник литературным героям. Памятник обошёлся в 324 тысячи долларов[источник не указан 83 дня].
Публицистика
А.К. Нурпеисов немало трудился в сфере художественного перевода, художественной публицистики, эссе, критики. Перевел на казахский язык произведения А. П. Чехова, М. Горького, Назым Хикмета.
В 1972 году вышло в свет собрание литературной критики и эссе писателя «Толғау. Раздумье». Позже дополненное выходит под названием «Сердце было полным песен».
В 1996 году новые статьи, очерки, эссе вошли в сборник «Возвышая паши святыни» («Қасиетіңді қадірле»).
В 1979 году выходят очерки с библиотеки журнала «Огонек», «Край голубых озер» («Көгілдір көлдер өлкесі»), в 1985 году с издательства «Жазушы» «Легенда об Акбидай».
Это плоды повседневной жизни Нурпеисова, который всегда был чуток к дыханию народа. Очерк «Думы Аутена» выиграл первое место «Литературной газеты».
В 1971 году в серии «Библиотека мировой литературы» издательства Москвы «Художественная литература» роман-эпопея М. Ауэзова «Путь Абая» вышла в двух томах. А. Нурпеисов, написавший к нему предисловие начал следующим образом: «Писать о Мухтаре Ауэзове дело нелегкое». Высокая личность, крупный художник М. Ауезов был представлен советскому читателю, иностранной аудитории в полном объеме.
Издания
- "Кан мен тер" ("Кровь и пот"), издание 1977 года, издательство Жазушы, Алма–Ата. 824 страниц, 1 л. портр., илл.
- Собрание сочинений в 7 томах. Алматы, Казыгурт, 2019.
- 1950 — Роман «Курляндия», 2-я редакция под названием «Долгожданный день» (1958).
- 1961—1970 — Историко-революционная трилогия «Кровь и пот», в 1977 году переиздана в серии «Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР», Москва, «Советский писатель»).
- 1972 — Сборник статей «Раздумья» (лит. портреты Льва Толстого, Фёдора Достоевского, Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Чыңгыза Айтматова).
- 1973 — Сборник статей «Все в нём пело» (об акыне-импровизаторе Жамбыле, премия «Литературной газеты» за 1976 год).
- 1979 — Книга очерков «Край голубых гор».
- 1987 — «Долг» (книга о земляках-рыбаках, о тяжёлой судьбе Аральского моря), Алма-Ата, «Жазушы».
- 1988 — Собрание сочинений в 3 томах, Москва, «Молодая гвардия».
- 2000 — Роман-дилогия «Последний долг» («И был день», «И была ночь»), Алма-Ата, «Атамура» (переиздан Москва, РИК «Культура», 2002).
- Примечания
Бердибек Ыдырысович Сокпакбаев (15 октября 1924, село Костобе, Нарынкольский район, Алма-Атинская область, Казахская АССР — 24 июля 1991, Алма-Ата, Казахская ССР, СССР) — советский казахский детский писатель, поэт, сценарист. Его повесть «Меня зовут Кожá» переведена на 68 языков мира.
Биография
Семья, где рос Бердибек, была очень бедной. Происходит из подрода беснайза рода курман племени албан. Своё детство он очень красочно описал в повести «Балалық шаққа саяхат» («Путешествие в детство», 1960). В 8 лет Бердибек лишился матери, это стало его постоянной болью до конца жизни. Любовь к знаниям привил мальчику его старший брат Сатылган, впоследствии погибший на войне. Мальчику пришлось много испытать и пережить: и тяжёлый труд, и голод. Тем не менее, он рос очень любознательным и способным ребёнком и сохранил оптимизм и жизнерадостность на всю жизнь.
После школы и ФЗО прошёл службу в армии. Затем — учёба в Алма-Ате на филфаке Казахского педагогического института имени Абая (1945—1948), затем два года учительствовал в родном селе. С 1950 года работал в редакциях казахстанских газет «Пионер» и «Қазақстан пионері» в Алма-Ате. Позднее Сокпакбаев окончил Высшие литературные курсы в Москве (1955-57).
Писательскую деятельность Бердибек Сокпакбаев начал со сборника стихов «Бұлақ» (Родник). Он вышел в 1950 году и сразу нашел своих читателей. Следующая книга писателя — повесть «Шестнадцатилетний чемпион» (1951).
Меня зовут Кожа
Написал ещё много повестей и рассказов, но самую большую известность Сокпакбаеву принесла повесть «Менің атым Қожа» (Меня зовут Кожá, 1957). Книжка (предварительное название «Өзім туралы повесть»/Повесть обо мне) об озорном и шаловливом школьнике по имени Кожá, который всё время попадает в разные смешные, но неприятные для себя ситуации. Но история казахского в некотором роде Гекльберри Финна вызвала непонимание и недовольство у местных критиков и педагогов. Она была переведена на русский язык, но алматинское издательство, боясь скандала, вернуло рукопись автору. Зато книга вскоре вышла в издательстве «Детская литература» (1958, Москва)[3], а затем уже с русского языка была переведена и издана за рубежом на 68 языках[4]. В 1963 году по книге был поставлен одноимённый фильм, получивший Поощрительный диплом на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах-1967 (Франция).
Бигельды Габдуллин, президент Казахского ПЕН-клуба: «Мы закончили в Америке перевод книг выдающегося казахского поэта Мукагали Макатаева. Второй автор — знаменитый наш прозаик, детский писатель Бердибек Сокпакбаев. Его произведение — великолепная повесть „Меня зовут Кожá“. Долг нашего поколения и меня, как президента Казахского ПЕН-клуба в том, чтобы лучшие произведения казахских писателей были переведены на английский язык. Судьбы Мукагали Макатаева и Бердибека Сокпакбаева были трагичны. Их по достоинству оценили только после того, когда они ушли из жизни».
Казахский театр для детей и юношества им. Мусрепова в Алматы имеет в репертуаре спектакль «Менің атым Қожа».
В дальнейшем он написал повесть «Путешествие в детство» (1960) о приходе новой жизни в казахский аул в 30-тых годах, по которой также был снят фильм, и во многом автобиографичный роман «Мертвые не возвращаются» (1963/1974), который в 1974 году номинировался на Государственную премию Казахской ССР, а автор — на звание Народного писателя Казахстана.
Журналистика
Сокпакбаев много занимался журналистикой, работал в редакциях газет и журналов «Қазақ әдебиетi» (Казахская литература), «Балдырған» (Малыш). Был редактором на киностудии «Казахфильм». Его всегда волновали сложные проблемы детского воспитания. Книги Бердибека Сокпакбаева во многом автобиографичны. «То, что пережито в детстве, — говорил писатель,- не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь!..».
Бердибек был членом Союза писателей Казахстана с 1952 года. Здесь он работал консультантом по детской литературе. Ещё при жизни его называли классиком казахской детской литературы.
В конце перестройки в 1990 году в республиканском литературном журнале «Жулдыз» (Звезда) был опубликован полный вариант книги «Ергежейлілер еліне саяхат» (Путешествие в страну гномов), который не решились издать в 1978 году[5]. Главный редактор сказал тогда автору: «Мы не можем напечатать это с идеологической точки зрения. Какую-то страну гномов. Вы изображаете лучше, чем нашу социалистическую страну».
Через полгода 24 июля 1991 года неожиданно умер на своей кенсайской даче под Алма-Атой[7]. По версии Кадыра Мырза Али, он покончил с собой. Был похоронен на Кенсайском кладбище.
Произведения
- Жекпе жек (Чемпион). Повесть (1951)
- Алыстағы ауылда (В дальнем ауле). Повесть (1953)
- Менің атым Қожа (Меня зовут Кожá). Повесть (1957)
- Балалық шаққа саяхат (Путешествие в детство). Повесть (1960)
- Қайдасың, Гауһар? (Где же ты, Гаухар?) Повесть (1961)
- Аяжан. Повесть (1963)
- Өлгендер қайтып келмейді (Мертвые не возвращаются). Роман (1963 — 1 том, 1974 — 2 том)
- Ақ жал (Белая грива). Рассказы
- Старик и мальчик. Рассказы
- Кездесу (Встреча). Поэма
- Бозтөбе (Серый холм). Поэма
- Ергежейлілер еліне саяхат (Путешествие в страну гномов), 1978
- Я ещё вернусь. Повести и рассказы (1980)
Фильмы по его книгам
«Меня зовут Кожа» (1963, реж. Абдулла Карсакбаев, сценарист Бердибек Сокпакбаев, киностудия «Казахфильм») — Поощрительный диплом на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах (Франция) (1967).
«Путешествие в детство» (1968, реж. Абдулла Карсакбаев, сценарий — Леонард Толстой, киностудия «Казахфильм»).