Центральная городская библиотека КГУ ЦБС г. Степногорск
Саленко Лариса Витальевна — библиограф
Библиотечный стаж – 37 лет. В 1987 году закончила Кокчетавское культпросвет училище. Неоднократно награждалась за работу грамотами, благодарственными письмами от руководства библиотеки, города, области. Участник республиканского конкурса «Лучший библиотекарь Казахстана»-2014, победитель областного конкурса «Лучший библиограф»-2017. Имеет знак «Кітапхана ісінің үздігі». Родилась и выросла в Степногорске. Этим предопределен выбор любимого направления работы – краеведение. Очень любит учиться новому – не может спокойно пройти мимо профессиональных вебинаров, курсов, воркшопов, мастер-классов. Этим предопределен выбор любимых форм работы – всё электронное: WEB-РАБИС, онлайн игры, виртуальные выставки, создание сайтов, ведение социальных сетей.
Развлекая — обучать
Чтобы расширить круг друзей библиотеки, привлечь к чтению, увлечь историей родного края молодежь и подростков, библиотека создает разнообразные интерактивные электронные игры: пазлы, викторины, ребусы, кроссворды, квесты. Они как нельзя лучше соответствуют нашему принципу «Развлекая — обучать». Особая их ценность в интерактивности – вовлеченности читателя. Вопросы составляются таким образом, чтобы участники игр не просто правильно отвечали, но и узнавали новые, интересные факты
Если игры проводятся в стенах библиотеки, они проходят особенно живо, азартно, весело. Игры, которые будут частью мероприятия мы разрабатываем обычно в программе PowerPoint с использованием гиперссылок, анимаций, триггеров. Но с введением ограничительных мер из-за пандемии Covid 19, появилась потребность сделать игры самостоятельными онлайн мероприятиями. PowerPoint для этих целей не совсем подходит, так как очень трудно найти способ выложить такую игру на сайт без потери переходов, музыки, триггеров. Хотя некоторые игры (наиболее простые в техническом плане) мы всё же выложили с помощью сервиса Google Презентации.
Игра «Я горжусь тобой, Казахстан!» познакомит вас с некоторыми особенностями природы, архитектуры, истории Казахстана, обычаями казахского народа, людьми, прославившими республику. Для игры нужен обычный кубик, чтобы знать на сколько клеточек продвинуться вперед. Передвигаясь по кружочкам, нажимаешь на тот, где остановился – появляется вопрос. Отвечаешь верно – кидай кубик ещё раз, ошибся – передай ход другому игроку. Обратите внимание, что клетки разного цвета. Цвет обозначает тему вопроса: зеленый – Природа, желтый – Литература, белый – Великие личности и т.д.
Если мы хотим от игры большего движения: чтобы передвигались фишки, крутился электронный кубик, то приходится искать готовые шаблоны. Так, сделана игра «На Шелковом пути».
Эта игра выполнена с помощью сервиса Джениалли https://genial.ly/ В дороге по казахстанскому отрезку Шелкового пути, нам придётся знакомиться с городами, стоящими на пути следования, их жителями, узнавать об интересных фактах из истории того времени. На пути нас ждут и опасности: могут ограбить разбойники, верблюды не выдержать похода по безводной пустыне, да мало ли что еще. На полях со звездочками нужно будет отвечать на вопросы, выполнять задания, которые там указаны. Игра будет интересна не только школьникам, можно играть всей семьей, всем будет интересно.
Иногда мы объединяем викторины и другие игры в одну коллекцию, тогда получается сложная игра из нескольких туров. Пример игры: «Знатоки казахской литературы». В ней целых 4 тура: В первом туре участник поочередно открывая карточки должен найти портрет писателя и совместить с его фамилией, то есть узнать классика казахской литературы в лицо. Такой формат игры отлично тренирует память и внимание. Во втором туре нужно узнать писателя по факту из биографии. Издесь без знания казахской литературы не обойтись. В третьем туре на экране появятся цитаты писателей, в которых пропущено одно слово. Нужно вписать недостающее слово под цитатой. Так как этот тур достаточно сложен, можно воспользоваться подсказкой, нажав специальный значок. Ну а в туре четвертом – филворд: среди сетки букв спрятано 10 фамилий классиков казахской литературы, которые и нужно найти. И только пройдя все 4 тура ты получишь звание «Знатока». Игра выполнена в сервисе https://learningapps.org Каждый тур сделан отдельно, а затем они объединены в одну игру с помощью кнопки «Создать коллекцию». Кстати, преимущество этого сервиса для создания игр – русскоязычность, в отличии от предыдущего genial.ly, который является англоязычным. Поэтому, при создании своих первых игр, советую обращаться именно к learningapps.
Если в конце каждого тура игры еще и добавить кодовые слова (цифры, буквы), то получится отличный квест – модное направление игр. Собрав все подсказки и сложив из них искомый код, участник отправляет его на почту библиотеки (или же можно подключить Гугл-формы) и в ответ получает сертификат о прохождении игры (или же Диплом). Так мы поступили в игре-меморине «Знай наших». В конце каждого из туров (а их было 3) участники игры получали буквы-подсказки. Собрав кодовое слово и отправив его на почту библиотеки, участники в ответ получали Диплом.
Онлайн игры, которые мы активно используем в своей работе, - это современная и интересная форма, которая требует активности и творчества не только от организаторов, но и от участников, способствует расширению кругозора и эрудиции, а также повышает авторитет библиотек и библиотекарей в молодежной среде.