О Магжане

 

«Магжан Жумабаев имеет для казахского народа такое же значение, какое для англичан Шекспир, для русских — Пушкин»

Академик АН КазССР Алкей Маргулан.

 

Магжан Жумабаев — казахский писатель, публицист, педагог, один из основателей новой казахской литературы.

 

Магжан Жумабаев родился и вырос в зажиточной многодетной казахской семье. Его отец Бекен, предок и Жумабай-хаджи, Шонай, Утеген, Утемис - известные, знатные люди из подрода Құдайберд рода атыгай племени Аргын. Бекен от своей первой жены - узбечки Гульсум - имел семерых мальчиков и двух девочек: Мусилима, Кахармана, Магжана, Мухаметжана, Салтая, Галижана, Сабыржана, Гуляндан, Гульбарам. Благодаря заботе отца все дети получили необходимое начальное образование, тогда как не каждый родитель мог позволить такую роскошь. Так же имел племянника по имени Шамиль,которого хотел сделать своими наследником

1905-1910 гг. - учёба в медресе Петропавловска, где преподавали арабский, фарси, турецкий языки.

1910-1911 гг. - учёба в медресе «Галия» в Уфе, среди наставников - классик татарской литературы Галимджан Ибрагимов.

В 1912 году в Казани выходит его первый поэтический сборник «Шолпан» арабским шрифтом на казахском языке. Он получает известность среди казахской интеллигенции.

1913-1916 гг. - учёба в Омской учительской семинарии, где учится с Сакеном Сейфуллиным, заканчивает семинарию с золотой медалью.

Большое участие в его судьбе приняли академик Григорий Николаевич Потанин, крупнейший поэт и учёный Мыржакип Дулатов и директор семинарии Александр Никитич Сидельников. Г.Н. Потанин после первых встреч с Магжаном предсказал, что юноша в будущем станет вторым Чоканом Валихановым. Предсказание великого ученого сбылось. Магжан Жумабаев впоследствии стал крупнейшим тюркологом, историком, лингвистом, педагогом в духе русской классической школы, автором учебников по казахскому языку и литературе, книги «Педагогика».

В 1917 году на Втором всекиргизском съезде в Оренбурге избран с Ахметом Байтурсыновым в комиссию по составлению школьных учебников.

В начале 1918 года поэт был арестован представителями партии «Уш жуз» и около 7 месяцев просидел в тюрьме Омска. Здесь им написаны полные грусти и страдания стихотворения: «Жан-жарымды бір суйеін тусімде» («Поцелую любимую во сне»), посвященную молодой жене (Магжан перед окончанием семинарии женился на внучатой племяннице Чокана Валиханова красавице Зейнеп, которая умерла при родах).

В 1918 году открывает в Омске и Петропавловске курсы казахских учителей и становится их директором.

В 1922 году приглашен председателем Совнаркома Туркестанского края Тураром Рыскуловым преподавать в Казахско-кыргызском институте просвещения в Ташкенте. Активно сотрудничает в газетах и журналах («Акжол», «Сана», «Шолпан» и др.), публикует множество стихов и поэм, а также ряд исследовательских литературных работ. Выпускает второй сборник стихов и поэм в Ташкенте и издаёт в Оренбурге фундаментальный научный труд «Педагогика».

В 1923 году по приглашению наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского преподает восточные языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока.

Одновременно в 1923-26 годах учится в Московском литературно-художественном институте, возглавляемом В. Брюсовым. В Москве переводит на казахский произведения Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Мережковского, Вс. Иванова, Мамина-Сибиряка, Горького, Блока, а также стихи и поэмы Гете, Гейне и др. зарубежных поэтов. «Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что внешне он чем-то, даже, похож на Сергея Есенина - то ли волнами вьющихся волос, только не русых, а черных, как смоль, то ли открытой, как североказахстанская степь, и распахнутой навстречу самой жизни искренностью в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подёрнутых дымкой печали, что по утрам таяла над войлоком юрт его родного аула, то ли по-есенински пронзительными до слез, полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе» (В. Шестериков).

В 1927 году, завершив учёбу, возвращается в Казахстан, работает учителем.

Политическая деятельность

Летом и зимой 1917 года в Оренбурге принимает участие в создании партии «Алаш» и правительства «Алаш-Орда» на обоих Общеказахских съездах, как делегат от Акмолинской области.

Создание Союза писателей Казахстана[править

В 1923 году поэт Магжан Жумабаев был направлен из Туркестанской Республики в Москву в Высший литературно-художественный институт В. Брюсова, где познакомился с деятельностью писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. И им было задумано создание литературного объединения казахских писателей, которое он назвал «Алка́» («Коллегия») и написал программу организации. Она была направлена по почте для ознакомления литераторам, живущим в разных городах. Программа «Алка́» одобрялась в переписках, но не была принята, поскольку не было и собрания. «Алка́» организационно осталась неоформленной. Это намерение создать литературное объединение было признано большевистскими властями признаком национализма, попыткой алашордынцев реанимироваться и вредить советскому строю. Вместе с тем, идея М. Жумабаева объединить поэтов и писателей Казахстана позже выразилась в создании Союза писателей Казахстаналетом 1934 года за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР. Но впоследствии его основатели Сакен Сейфуллин и Ильяс Джансугуров были репрессированы и расстреляны в 1937-1938 гг.

Репрессии и реабилитация

Жумабаева, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали в Петропавловске, а затем осудили на 10 лет лишения свободы. До суда он сидел в Москве, в Бутырке, а срок отбывал в Карелии и Архангельской области, в частности, в печально знаменитом СЛОН. В 1934 году он пишет письмо М. Горькому и Е. Пешковой. В 1936 году благодаря их ходатайству Жумабаев был досрочно освобожден из Свирского лагеря политзаключённых. Но через полтора года, 30 декабря 1937 года был снова арестован в Алма-Ате и расстрелян НКВД 19 марта 1938 года.

Более 20 лет его вторая жена Зулейха хранила на чердаке архив поэта, веря в возрождение Магжана. Наконец 8 июля 1960 года решением военного трибунала ТуркВО Магжан Жумабаев был посмертно реабилитирован. Его стихи вернулись к народу.

Стихи:

  • Кто я?
  • Огонь
  • Родная земля
  • Исповедь
  • Туркестан
  • Люблю
  • Слово хромого Тимура
  • Луне
  • Ожерельем — луну и звезду на кольцо
  • На летней дороге
  • Зимняя дорога
  • Господь великий
  • Ветер
  • Солнечный зайчик
  • Бабочка
  • Berniyazu
  • Ураганная ночь
  • Загадка
  • Гульсум-ханум
  • Соловей
  • Печальная песнь
  • Немного по Фету
  • Внук и бабушка
  • Братьям из Сыр-дарьи
  • Желание
  • Пророк
  • Упокой меня, смерть упокой
  • Осенний день
  • Александр Блок
  • Гульсум
  • Восток
  • Погоняй лошадку, Сарсенбай!
  • Юной красавице
  • Любил я в тот момент
  • В час расставанья
  • Осень
  • Сон
  • Весной
  • Песнь война
  • Мечеть и тюрьма
  • Цена былого
  • Свобода
  • папироса
  • Березин
  • Струи черных волос
  • Посвящение
  • Быстро полечу
  • М. Дулатов на выход из тюрьмы
  • Прощальное
  • Мысль — это яд
  • Обманутая красавица
  • Я поверяю Вам
  • Ода глагольной рифме
  • Дружба и слезы
  • Современный поэт
  • О, господин!
  • Звон-звон, перезвон
  • Волна
  • Лето наступает
  • На Волге
  • В Приволжье
  • Козел
  • Недуг
  • Звёздам
  • Часы
  • Дол золотой
  • Батыр Баян
  • На круче Окжетпеса

и т. д.

Труды

Научные труды

  • Жумабаев М. «Педагогика»(Научные статьи), Оренбург, 1922.
  • Жумабаев М. «Педагогика», Алматы, 1993 г.

Поэтические издания

  • «Шолпан» (Стихи), Казань, издательство Каримовых, 1912.
  • «Стихи Магжана Жумабаева», Ташкент, 1923.
  • Магжан Жумабаев. «Шығармалары» (Произведения). Алма-Ата: Ин-т лит. и искусства АН КазССР, 1989.
  • М. Жумабаев. IZB, Алма-Ата, писатель, 1989.
  • Жумабаев М. Стихи. Буклет. (К 100-летию поэта. Переводы на русский. Сост. К. Бакбергенов). Алматы: Жазушы, 1993.
  • М. Жумабаев. Избранное (в 3 томах). Алматы, «Білiм